24.7.1943 |
Щ-403 (до 16.5.1937 – Щ-315) |
|
Серия |
|
|
Дата закладки |
25.12.1934 |
Завод № 189, Ленинград Заводской номер 261 |
Дата спуска на воду |
||
Дата вступления в строй |
26.9.1936 |
|
Командиры |
4.1939 – 5.1939 22.6.1941 – 19.2.1942 1.6.1942 – 10.1943 |
|
Карьера |
1.11.1936 19.6.1937 22.6.1941 |
Краснознаменный Балтийский флот |
Боевой результат |
16 боевых походов в ВОВ (205-210 дней). Возможно, потопила 11.8.1942 танкер "George L. M.Russ" (2980 брт) и 17.7.1943 тральщик M-346. |
|
Судьба |
В 10.1943 не вернулась из 16-го боевого похода. |
В 4.1936 предполагалось назвать "Ягуар".
28.5.1937 ушла по Беломорско-Балтийскому каналу из Ленинграда в Полярное.
В 4-5.1939 совместно с подводными лодками Д-2, Щ-402 и Щ-404 участвовала в обеспечении радиосвязью перелета самолета "Москва" советского летчика В.К. Коккинаки из Москвы в Ванкувер. В этот поход лодки Северного флота впервые действовали в Северном море – окраинном море Атлантического океана. В Баренцевом море им пришлось выдержать сильнейший шторм с силой ветра до 11 баллов.
Во время советско-финляндской войны находилась в ремонте, поэтому боевых походов не совершала.
Начало Великой Отечественной войны лодка встретила, завершая текущий ремонт в Полярном. Затем вместе с Щ-404 была переведена в распоряжение командира Йокангской ВМБ.
1-й боевой поход (18 дней):
12.7.1941 вышла из Йоканьги на дозорную позицию у горла Белого моря.
Встреч с противником не было.
29.7.1941 возвратилась в Йоканьгу.
2-й боевой поход (7 дней):
22.8.1941 вышла из Йоканьги на дозорную позицию у горла Белого моря.
Встреч с противником не было.
28.8.1941 возвратилась в Йоканьгу.
3-й боевой поход (6 дней):
13.9.1941 вышла из Йоканьги на дозорную позицию у горла Белого моря.
17.9.1941 обнаружила немецкую подводную лодку U-566.
18.9.1941 возвратилась в Йоканьгу.
Месячный ремонт в Архангельске.
12.11.1941 перешла в Полярное, где вновь вошла в состав своего 3-й дивизиона.
4-й боевой поход (6 дней):
25.11.1941 вышла в боевой поход на коммуникации противника.
Встреч с противником не было.
30.11.1941 возвратилась в базу.
5-й боевой поход (20 дней):
16.12.1941 вышла на позицию в район мыса Нордкап.
18.12.1941 в районе мыса Нордкап из надводного положения с дистанции 15 кбт пыталась атаковать неприятельский конвой, но все торпеды из носовых и кормовых аппаратов прошли мимо.
22.12.1941 у мыса Сверхольдклубб
в условиях плохой видимости с близкой дистанции произвела 2-торпедный залп по
конвою противника. Торпеды прошли мимо неприятельских кораблей и взорвались у
берега, нанеся повреждения зданию наблюдательного поста на мысе.
4.1.1942 возвратилась в базу.
6-й боевой поход (9-10 дней):
12.2.1942 вышла из Полярного на позицию к мысу Нордкап, имея на борту разведгруппу, которую предстояло высадить на побережье противника.
Сильный ветер и течение в районе мыса Нордкап не позволили лодке 13.2.1942 полностью высадить на берег разведгруппу.
15.2.1942 и 16.2.1942 из-за сильного ветра и волны вновь не смогла завершить высадку разведгруппы.
Трое разведчиков, сумевших выбраться на берег из перевернутых шлюпок, погибли, а двое матросов из экипажа Щ-403 попали в плен.
В ночь на 19.2.1942 в условиях плохой видимости и небольшого волнения осуществляла зарядку аккумуляторов в северной части Порсангер-фьорда. В 5 милях от бухты Хоннингсвог были неожиданно обнаружены на дистанции 300-400 метров 2 корабля, шедшие параллельным курсом. Это оказались германские минный заградитель "Бруммер" (командир корветтен-капитан Эрих Тобиас) и мобилизованный тральщик М-1503. В составе отряда был еще сторожевой корабль "Нордлихт" (по другим данным – тральщик М-1502), который из-за плохой видимости лодку не обнаружил и в бою не участвовал. Противники одновременно заметили друг друга, и немецкие корабли устремились на таран. Командир "Бруммера" ошибся в расчетах, и минный заградитель проскочил за кормой лодки. Поднявшийся к этому времени на мостик командир "щуки" приказал дать залп из кормовых аппаратов, но приготовить торпеды не успели. Тральщик, едва не врезавшись в "Бруммер", лег на параллельный с лодкой курс и открыл огонь из 37-мм полуавтоматической пушки. Один из снарядов пробил прочный корпус в 3-м отсеке, а остальные угодили в надстройку. Минный заградитель также открыл огонь из своих "эрликонов", снаряды которых тяжело ранили в ногу командира лодки и легко – штурмана и боцмана. Взявший на себя управление лодкой штурман приказал срочно погружаться. Тяжелораненый командир остался лежать без сознания на мостике и был впоследствии поднят из воды на М-1503. Когда субмарина достигла восьмиметровой глубины, тральщик М-1503 смог наконец-то нанести ей таранный удар в верхнюю часть ограждения рубки и тумбу перископов, а еще через несколько секунд лодку потряс близкий взрыв глубинной бомбы. К счастью, прочный корпус не получил повреждений, и Щ-403 удалось оторваться от противника. В командование лодкой вступил помощник командира старший лейтенант П.В. Шипин.
20.2.1942 возвратилась в базу.
Ремонт.
После боя 19.2.1942 был поврежден легкий корпус (обширная пробоина цистерны № 2), смято ограждение рубки, тумба и сами перископы, что потребовало длительного ремонта.
7-й боевой поход (10-12 дней):
1.6.1942 вышла из базы в боевой поход на коммуникации противника.
3.6.1942 атаковала с дистанции 8-12 кбт транспорт, следовавший в охранении 3-х тральщиков и 2 сторожевых катеров. Командир доложил о потоплении транспорта водоизмещением 7000 т, что не подтверждается иностранными источниками.
11.6.1942 атаковала в Варангер-фьорде с дистанции 8-12 кбт транспорт, следовавший в охранении 2-х тральщиков. Командир доложил о повреждении транспорта водоизмещением 8000 т, хотя немецкие источники не подтверждают даже сам факт атаки.
12.6.1942 возвратилась в базу.
8-й боевой поход (11-13 дней):
26.6.1942 вышла из базы для прикрытия конвоев PQ-17 и QP-13.
7.7.1942 была атакована немецкой субмариной, но
сумела увернуться от торпедного залпа.
8.7.1942 возвратилась в базу.
9-й боевой поход (15 дней):
29.7.1942 вышла из базы на позицию в Варангер-фьорд.
Попав на новое противолодочное минное поле, лодка едва избежала гибели.
8.8.1942 в Варангер-фьорде 4-торпедным залпом атаковала транспорт противника, следовавший в охранении 2-х тральщиков. Командир доложил о повреждении транспорта, что не находит подтверждения в иностранных источниках.
11.8.1942 в Варангер-фьорде 4-торпедным залпом атаковала вражеский конвой в составе 2-х транспортов и кораблей охранения. После атаки лодка подверглась 3-часовому преследованию охотников, которые сбросили на нее 118 глубинных бомб. По одним данным в результате атаки был потоплен танкер "George L. M.Russ" (2980 брт), по другим – торпеды прошли мимо.
12.8.1942 возвратилась в базу.
10-й боевой поход (13 дней):
11.9.1942 вышла из базы для прикрытия конвоя PQ-18.
12.9.1942 была атакована немецкой субмариной, но сумела увернуться от торпедного залпа.
23.9.1942 возвратилась в базу.
Небольшой ремонт.
11-й боевой поход (17 дней):
22.10.1942 вышла из базы на позицию в Варангер-фьорд.
28.10.1942 в Варангер-фьорде атаковала 2-торпедным залпом группу из 3-х тральщиков. После атаки лодка подверглась преследованию вражеских кораблей, но сумела оторваться от них. Командир доложил о потоплении тральщика водоизмещением 800 т, что не подтверждается зарубежными источниками.
2.11.1942 подверглась длительному преследованию противолодочных сил противника. Две точно сброшенные бомбы подорвали клапаны вентиляции лодки и кингстоны нескольких цистерн, вывели из строя освещение.
7.11.1942 возвратилась в базу.
12-й боевой поход (18 дней):
2.12.1942 вышла из базы на позицию в Варангер-фьорд.
14.12.1942 в Варангер-фьорде атаковала 2 транспорта, следовавших в охранении тральщика. Одна из выпущенных торпед самопроизвольно взорвалась на небольшом удалении от лодки, но, к счастью, обошлось без повреждений. Командир доложил о потоплении транспорта водоизмещением 6000 т, что не подтверждается иностранными источниками.
19.12.1942 возвратилась в базу.
Ремонт:
В ходе ремонта на лодке сменили аккумуляторную батарею и установили стабилизатор глубины "Спрут".
13-й боевой поход (10 дней):
3.5.1943 вышла из базы на позицию в район мыса Нордкин.
Встреч с кораблями противника не было.
12.5.1943 возвратилась в базу.
14-й боевой поход (17 дней):
25.5.1943 вышла из базы на позицию в район мыса Нордкин.
Встреч с кораблями противника не было.
10.6.1943 возвратилась в базу.
15-й боевой поход (11-12 дней):
12.7.1943 вышла из базы на позицию в район Конгс-фьорда.
17.7.1943 в районе Конгс-фьорда лодка вышла с дистанции 12 кбт в торпедную атаку по охотнику из внешней линии охранения крупного конвоя, причем сам конвой командир лодки так и не обнаружил. Немецкий гидросамолет обнаружил идущие торпеды и сбросил на них глубинные бомбы, взрывы которых послужили основанием для рапорта о потоплении тральщика. По некоторым источникам лодка потопила тральщик M-346.
20.7.1943 в районе Конгс-фьорда атаковала с дистанции 9 кбт транспорт из состава конвоя. Спустя 10 минут одна из торпед взорвалась о береговую скалу, что послужило основанием для доклада о потоплении вражеского транспорта.
22.7.1943 возвратилась в базу.
Навигационный ремонт.
К этому времени сильно проявился износ корпуса субмарины. В частности, обшивка топливных цистерн внутри прочного корпуса постоянно протекала.
16-й боевой поход (16 дней):
Вечером 2.10.1943 вышла из базы на позицию в район Конгс-фьорда (Тана-фьорда?).
13.10.1943 безуспешно атаковала конвой у мыса Маккаур, после чего на связь не выходила.
Вероятнее всего, лодка погибла со всем экипажем 17.10.1943 в районе мыса Маккаур на минных полях "Коффер Гепакт" или "Конрад Бегрюсст", выставленных минным заградителем "Роланд" в отличие от других немецких полей на расстоянии менее 5 миль от берега, где советские субмарины обычно действовали на перископной глубине.
Неточности и несоответствия в датах:
1. По другим данным лодка спущена на воду 27.12.1935.
2. По другим данным лодка вернулась из 6-го похода 21.2.1942.
3. По другим данным лодка вышла в 7-й боевой поход 2.6.1942.
4. Из других источников можно судить, что атака состоялась 8.6.1942.
5. По другим данным лодка возвратилась из 7-го боевого похода 11.6.1942.
6. По другим данным лодка вышла в 8-й боевой поход 28.6.1942.
7. По другим данным лодка возвратилась из 15-го боевого похода 23.7.1942.
Использованные
источники:
1. Бережной С.С. – Корабли и суда ВМФ СССР. 1928 – 1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – 710 с.: ил.
Щ-403 после возвращения из боевого
похода, 1942 год
ЦВММ (МК 5.2002)